“Рака часу” Уладзіміра Караля стала больш паўнаводнай

Общество

У «Раённым весніку» за 17 чэрвеня 2009 года мы прадстаўлялі кнігу сённяшняга жыхара Санкт-Пецярбурга Уладзіміра Васільевіча Караля, чые карані паходзяць з Ігуменшчыны, «Рака часу». Напісанню  папярэднічалі некалькі гадоў нястомных пошукаў іх у архівах Расіі, Беларусі і на месцах — на Чэрвеньшчыне, Уздзеншчыне, Бялыніччыне… Крыху дапамагла і наша газета, змясціўшы з 2005-га па 2007-ы гады некалькі публікацый. На іх адгукнуліся сем’і братоў па прозвішчу Качан, якія з’яўляюцца сваякамі Уладзіміра Караля. Не паспела «Рака часу» пабачыць свет, як аўтар задумаў яе працяг — столькі яшчэ назапасілася цікавага матэрыялу.

І вось перада мной — выданне другое, перапрацаванае і дапоўненае, дасланае, як і папярэдняе, Уладзімірам Каралём у падарунак. «Рака часу» зрабілася больш аб’ёмнай, хаця і захавала рысы колішняга афармлення. Паводле слоў аўтара, кніга была прадстаўлена на 23-ім Міжнародным кніжным кірмашы, які праходзіў у Маскве ў верасні 2010 года.

Пашырыўся аповед Уладзіміра Караля апісаннем гістарычнай эпохі, звесткамі з архіўных дакументаў, лістоў сваякоў, знаёмых, колішніх аднавяскоўцаў… Дадалося фотаздымкаў — даўніх і сучасных… З’явіліся апісанні вандровак па мясцінах сваіх продкаў і сустрэч з людзьмі. Адзін фрагмент датычыцца і Чэрвеньшчыны. Прыводзім яго на мове арыгіналу:

«… Май 2005 года. Возвратившись с кладбища (которое находится за деревней Кутузовка. — С.А.), мы еще с полчаса поговорили с Николаем Александровичем (Качаном). Время торопило, день клонился к вечеру, а дорога предстояла дальняя. Попрощавшись с хозяином, его женой и их дочкой Оксаной, мы тронулись в обратный путь. Ехал и думал: «Когда вновь свижусь с деревней предков, с дальней родней, да и свижусь ли?..»

Свиделись…

Прошло ровно четыре года, и 1 мая 2009 года судьба подарила мне возможность вновь побывать на земле предков моей мамы. К этому времени увидела свет книга «Река времени». Она была подарена родственникам, землякам, разошлась среди круга почитателей истории генеалогического древа. Многие в личном разговоре, письмах выразили пожелание расширить рамки повествования книги.

Это пожелание читателей и неудовлетворенность автора наличием некоторых «белых пятен» в генеалогическом древе заставили вновь взяться за работу, за поиск дополнительных материалов. Началась переписка, запросы в архивы, работа в научных залах Российской Национальной библиотеки.

В марте 2009 года из Государственного архива Минской области была получена архивная справка, в которой указывалось, что в фондах «Отдела социального обеспечения исполнительного комитета Игуменского совета» за 1918-1923 годы имеются сведения о проживании в 1921 году в деревне Дрехча Слотвинская Замосточского совета Гребеневской волости Игуменского уезда Игнатия Кузьмича Качана и Саввы Кузьмича Качана.

Отметим, что эти сведения меня одновременно обрадовали и озадачили. А именно, почему деревню Дрехчу Паненскую в архивной выписке назвали Слотвинской? К тексту архивной выписки мы вернемся немного позже.

С вопросом » Почему названа деревня Слотвинской?» обратился к родственникам — братьям Леониду и Казимиру Качанам. Братья заявили, что деревню называли Панской и Слотвинской. Дальнейший мой поиск подтвердил их слова. Так, в «Списке землевладельцев Минской губернии» сообщалось, что дворянин Слотвинский Гвидон Людвигович владел имением в 700 десятин (на которых располагались деревни Дрехча и Рованичи). Имя отца Гвидона Людвиговича, Действительного статского советника Людвига Антоновича встречается и в «Алфавитном списке дворянских родов Минской губернии…». Но в обиходе (а часто и в местных официальных документах) название деревни Дрехча укоренилось с добавкой Панская или Паненская. Так называла Дрехчу моя мама, ее родственники. Слышал, так говорили старожилы деревни при моем посещении Дрехчи. А теперь вернемся к архивной выписке.

В документах архивного фонда «Отдел социального обеспечения исполнительного комитета Игуменского уездного Совета» имеются сведения о проживании в 1921 году в деревне Дрехча Слотвинская… Качана Игнатия Кузьмича. В заявлении Игнатия Кузьмича от 27 июня 1921 года на имя председателя Замосточского сельского совета содержалась просьба «выдать семье, состоящей из четырех человек, хлеба и соли, на покупку которых не хватает средств». Упоминается в заявлении, что в хозяйстве имелась одна десятина земли и другого имущества не было. Имя Игнатия Кузьмича упоминается также в списке граждан деревни Дрехча Слотвинская Замосточского общества на получение семенной ссуды за 1921-1922 годы.

Аналогичное заявление от 27 июня 1921 года хранится в архиве от жителя Дрехчи Слотвинской Качана Саввы Кузьмича об оказании помощи хлебом и солью его семье, состоящей из пяти душ. Семья «бедствовала». Из имущества имела только десятину земли.

Надо полагать, что Игнатий Кузьмич и Савва Кузьмич были родными братьями. Первый — дедушка моей мамы Ольги Ивановны. Здесь уже упоминалось, что Игнатий Качан служил в царской армии. По тогдашнему закону брали на службу, если в семье было не менее двух сыновей…

Копии расширили сведения заявителей. Во-первых, заявления братьев Качан написаны, вероятно, самим председателем сельсовета Николаем Качаном. Есть в заявлении, кроме подписи председателя, и подпись «За секретаря» В.Качана. Во-вторых, просматривая фолианты Червенской газеты «Коллективист» за 1944-1945 годы, под небольшими репортажами о посевных и уборочных кампаниях несколько раз мне встречалась подпись «В.Качан».

И еще о двух документах, полученных из Государственного архива Минской области. Вот содержание первого: «В списке граждан, проживающих в деревне Дрехча Слотвинская,… для исчисления оклада денежного обложения взамен трудгужналога за 1923 год значится Качан Федор, единственный трудоспособный в семье».

Во втором архивном документе сообщается о Липае Илье Осиповиче. Имя Илья Липай по родословному корню моей мамы Ольги Ивановны Король (урожд. Липай) принадлежало ее дедушке по отцовской линии. Утверждать, что Липай Илья Осипович ее дедушка, к сожалению, пока нет оснований…

Однако вернемся к майской поездке на землю предков. Поездку организовал родственник, сын Леонида Александровича и Нины Владимировны Качан Олег Леонидович, ответственный сотрудник Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. В поездке приняла участие моя родственница Мария Григорьевна Гродникова. В городе Червене живет ее дядя Владимир Антонович Гобец. Мать Владимира Антоновича Анна Степановна Гобец (урожд. Король) принадлежала к нашему роду. Мария Григорьевна вышла замуж за Владимира Яковлевича Гродникова, бабушка которого, Фекла Антоновна Липай (урожд. Король) приходилась моему дедушке Кондратию Антоновичу тетей. Вот так переплелись родственные ветви нашего дерева.

… И вот вновь я на улице Дрехчи Паненской — Кутузовки. На это раз нет такого волнения. И все же, все же… Слышно только, как стучит сердце. Нас встречают Казимир Александрович с сыном Игорем. Стоим некоторое время на улице, а затем хозяин приглашает в дом. Казимир Александрович суетится, усаживает за праздничный стол. Я осматриваю многочисленные фотографии, развешанные в рамках на стене. Отдельно в рамке два портрета. Мое внимание к ним замечает Казимир Александрович.

— Наши родители — Александр Агеевич и Надежда Дмитриевна, — поясняет он.

— Наш батя был прекрасным плотником, всем сыновьям срубил дома.

За разговорами быстро летит время…

На противоположной стороне — два дома братьев Виктора и Николая, с ними уже не побеседуешь. Спустя час мы стоим молча на погосте — последнем их приюте.

Прошелся и по территории кладбища старого захоронения. Приятно было заметить, что на этот раз многие могилы, ранее неухоженные, приведены в надлежащий порядок. Убран мусор, могилы обновлены свежим желтым песком.

К нашему возвращению закончило посадку картошки многочисленное семейство Галины Петровны Качан. Поджидаем их во дворе. Вслед за Галиной Петровной утомленно шествуют ее дочери — Антонина, Жанна и Оксана. Не спеша ведут лошадку зятья Николай, Анатолий и Андрей. Лица дочерей спрятаны платками, только глаза блестят. Весеннее яркое солнце быстро обожжет нежную белизну, которую так берегут молодки.

Обнимая меня, Галина Петровна всплакнула:

— Тяжело, ох, как тяжело без Николая. Рано нас кормилец покинул…

И вновь время торопит. Приближается минута прощания, предстоит обратный путь. В пути подумалось: почти без малого век назад, чтобы преодолеть в одну сторону этот путь, моей маме и ее двоюродному брату Федору потребовалось время от рассвета до заката, а нам — около трех часов в обе стороны… Поистине время — фактор прогресса нашего бытия…»

Радаводная кніга Уладзіміра Караля «Рака часу» цікавая не толькі яго шматлікім родзічам, аднавяскоўцам, але і ўсім тым, хто не абыякавы да сваіх каранёў, гісторыі ўласнай сям’і. Бо ў аўтара сапраўды ёсць чаму павучыцца, узяць за аснову ва ўласных пошуках.

Гэтую кнігу хочацца перачытваць, разглядаць фотаздымкі… Яна прымушае задумацца пра повязь пакаленняў, па-новаму зірнуць на наша мінулае. І ўзнікае жаданне захаваць трапяткія ўспаміны родных пра іх маленства, даўні ўклад жыцця, такі не падобны да цяперашняга. У мінулым — наша сіла, наша еднасць і тая аснова, якая ва ўсе часы выклікае гонар за прыналежнасць да мудрага, памяркоўнага, адметнага народа — беларусаў.

Падрыхтавала

Святлана АДАМОВІЧ

 

На здымку з кнігі «Рака часу» — родзічы Алег Качан, Уладзімір Кароль разам з аўтарам гэтых радкоў

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *