Принципиальная оценка строительству жилья

Экономика

В текущем году принимаемые облисполкомом и  рай(гор)исполкомами меры не обеспечили достижения запланированных объемов жилищного строительства.

В целом по области за 8 месяцев 2011 г. введено в эксплуатацию 685,3 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов, что составило 52,1 % от годового задания (1315 тыс. квадратных метров). По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объемы строительства жилья снизились на 63,4 тыс. квадратных метров, или на 8,5%.

В январе-августе 2011 г. организациями всех форм собственности построено 7 317 новых квартир, что на 300 квартир меньше, чем в аналогичный период 2010 года. Доведенное решением Миноблисполкома от 25.02.2011 № 225 задание по вводу в эксплуатацию жилья за 8 месяцев 2011 г. не выполнили 6 районов области и г. Жодино (Борисовский район — выполнение составило 49 % от плана, Крупский — 34 %, Любанский — 34 %, Мядельский — 41 %, Смолевичский — 33 %, Стародорожский — 44 %, г. Жодино — 53 %).

В январе-августе 2011 г. в Минской области не были введены в эксплуатацию более 40 многоквартирных жилых домов, запланированных к вводу в соответствии с утвержденным Минским облисполкомом графиком.

В Воложинском, Крупском, Червенском районах и г. Жодино в указанный период многоквартирные жилые дома ЖСПК вообще не вводились. Недостаточными темпами осуществлялся ввод в эксплуатацию социального жилья для льготной категории граждан (введено в эксплуатацию 44 квартиры социального пользования при плане на год —  342 квартиры, или 12,9% от задания).

С отставанием от задания осуществлялось строительство жилья для многодетных семей (обеспечены жильем 134 многодетные семьи при плане на год 400 семей, или 33,5% от задания).

В Минской области не искоренены факты искажения темпов строительства жилья путем приписок якобы построенных домов индивидуальными застройщиками.

В результате представления недостоверных отчетных данных путем приписки общей площади жилых домов в целом по Минской области ввод общей площади жилых домов за 2010 год был завышен на 29,8 тыс. квадратных метров, или на 2,3 %, а за январь-апрель 2011 г. — на 4,3 тыс. квадратных метров, или на 2,9 %. В отчете за январь-декабрь 2010 г. Смолевичским райисполкомом количество введенных в действие квартир было завышено на 110 единиц (по данным отчета — 277, фактически — 167) и соответственно общая площадь жилых домов завышена на 19 951 квадратный метр, или в 1,9 раза. Допущенные искажения отчетных данных повлекли завышение выполнения задания по вводу в действие жилья за 2010 год по Смолевичскому району более чем на 30 процентных пунктов (фактически выполнение годового задания составило 61,3%, а по отчету — 93%).

Приписки объемов введенного жилья и недостоверные сведения в государственных статистических отчетах по форме 12-ис (ижс) «Отчет о построенных населением индивидуальных жилых домах» установлены Главным статистическим управлением по Минской области в I полугодии 2011 года в Смолевичском, Борисовском, Минском, Дзержинском, Логойском, Червенском, Столбцовском, Стародорожском и Клецком районах.

В указанный период только Борисовским райисполкомом было завышено на 6 076 квадратных метров общей площади построенных жилых домов (на 23,2% от их общего количества). В отчетах указанного райисполкома необоснованно отражались самовольно построенные жилые дома, а также пристройки (надстройки), не увеличивающие число квартир в домах.

За искажение данных государственной статистической отчетности в текущем году к административной ответственности привлечено 8 должностных лиц местных органов власти, а также в установленном порядке внесены изменения в государственную статистическую отчетность.

Принятые облисполкомом меры позволили не допустить существенного роста стоимости одного квадратного метра общей площади введенного жилья типовых потребительских качеств (темпы роста составили 3-10,5%), однако тенденция к увеличению цен в текущем году набирает темпы, что вызывает многочисленные обращения в Комитет госконтроля граждан (застройщиков).

По-прежнему в регионах созданные гражданами жилищные кооперативы самостоятельно проходят согласование всей разрешительной документации на строительство многоквартирных жилых домов, а договоры на выполнение функций заказчиков с УКСами заключают лишь на этапе начала финансирования строительства банками. Коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству (далее — УКСы) не в полной мере выполняли задачи государственного заказчика по организации строительства жилья и соблюдению сроков строительства жилых домов. Большинство введенных в эксплуатацию в январе — августе 2011 г. жилых домов сданы в эксплуатацию с превышением нормативного срока их строительства.

Превышение установленных сроков строительства, факты некачественного выполнения строительно-монтажных работ, брак и недоделки выявлены проверками в строящихся жилых домах, заказчиками на строительстве которых выступали УКСы Минского, Воложинского, Молодечненского, Любанского, Копыльского, Пуховичского, Червенского и других районов, а также в г. Жодино.

За I полугодие 2011 г. инспекцией Департамента контроля и надзора за строительством по Минской области проверено 489 объектов жилищного строительства, в ходе которых выявлено 2964 дефекта и нарушения строительных норм и правил. По результатам проверок инспекцией выдано 325 предписаний, к 31 субъекту применено меры административной ответственности. Также за указанный период выдано 23 мотивированных отказа по вводу 18 жилых домов и объектов инфраструктуры к ним, заявленных на приемку в эксплуатацию с дефектами и недоделками.

В ходе проводимых проверок Комитетом госконтроля также  установлены многочисленные нарушения требований строительных норм и правил, допущенные всеми участниками строительства объектов жилищного строительства (заказчиком, подрядчиком, проектировщиком), осуществляющими технический и авторский надзор.

Проверки показали, что после приемки жилых домов в эксплуатацию большинство из них не было пригодно для проживания граждан и требовало дополнительных затрат на устранение недоделок и брака. При отсутствии здоровой конкуренции при выборе подрядных организаций застройщиками Минской области по-прежнему принимались предложения строителей по принципу имеющих у последних свободных мощностей, без изучения их деловой репутации и реальной оценки степени рисков.

На 01.09.2011 в Минской области более 100 созданных гражданами жилищных кооператив не приступило к строительству своих жилых домов из-за продолжительного срока разработки проектно-сметной документации, прохождения ее экспертизы, отсутствия подрядчиков для строительства дома по выбранным членами ЖСК индивидуальным проектам.

В ходе рассмотрения обращений граждан выявлено 19 недобросовестных участников строительства и проектных организаций, которые не выполнили свои обязательства перед застройщиками. Список передан для служебного пользования Миноблисполкому с целью недопущения дискредитировавших себя участников строительства на объекты строительства в будущем.

По причине выбора в качестве подрядчиков некомпетентных организаций с июня 2009 г. до настоящего времени затянулось строительство 32-квартирного жилого дома ЖСПК «Радость и уют» (г. п. Смиловичи Червенского района). Взамен не выполнившему свои обязательства перед застройщиками указанного дома подрядчика — ООО «СтройЭнергоРесурс» (г. Минск) КУП «УКС-Червень» привлек другого подрядчика — ООО «Стройэкспорт» (г. Минск), который также не завершил строительство указанного жилого дома и прекратил проведение работ на объекте. В результате заказчик вынужден заключить прямые договора с субподрядчиками и нести дополнительные затраты по привлечению к завершению строительства указанного жилого дома сторонних строительных бригад.

Недостаточными темпами в январе-августе текущего года осуществлялось строительство инженерных сетей к вводимым жилым домам. На местах не выполнялось требование законодательства об опережающем строительстве объектов инфраструктуры за три месяца до приемки в эксплуатацию жилых домов, а также с отставанием от графика велось их финансирование. После приемки жилых домов в эксплуатацию большинство из них не было пригодно для проживания граждан и требовало дополнительных затрат на устранение недоделок и решения организационных вопросов.

Миноблисполкомом не налажен надлежащий контроль за проектными организациями Минской области, формированием стоимости проектно-изыскательских работ, сокращением сроков разработки проектной документации и осуществлением авторского надзора за строительством жилья. По причине низкого профессионального уровня отдельных специалистов и низкой дисциплины выполнения строительно-монтажных работ по-прежнему на объектах жилищного строительства выявляются факты завышений стоимости строительно-монтажных работ.

Комитетом государственного контроля Минской области по результатам контроля за строительством жилья за январь-сентябрь 2011 г. к административной привлечено 13 юридических и 9 должностных лиц, применено административных штрафов за завышения стоимости выполненных строительно-монтажных работ на общую сумму 502 млн. руб.

 

 

В.Зезюлькина,

начальник управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы Комитета государственного контроля Минской области

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *