Священнослужители вдохновляли на защиту Отечества

Общество

Продолжение

За связь с партизанами были расстреляны священник Новик с женой и детьми, семидесятидвухлетний протоиерей Павел (Сосновский). После зверских пыток фашисты убили и сорокасемилетнего священника Павла (Щерба).
Отец Косьма (Раина), настоятель церкви в селе Хойно Жабчицкого района Пинской области, говорил на отпевании казненных фашистами жителей села Невель: «Мы верим, что по молитвам Святой Церкви они получат со святыми упокоение, верим, что память о погибших сохранится не только в наших сердцах, но и в сердцах тех, кто будет свободно жить на этой земле, где пролита их невинная кровь».
Протоиерей Косьма был благочинным Пинского западного округа. В годы оккупации он не прекращал богослужений. Его сын, Павел Раина, вспоминает, что в начале 1942 года отца пригласил к себе районный бургомистр и настойчиво потребовал, чтобы в молитвах не было упоминания о здравии московского церковного чиноначалия, а молитва «О стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся» была изменена: «Об освобожденной стране Российской и победоносном германском воинстве Господу помолимся», как и указывалось в циркуляре Пинской духовной консистории. Однако священник в пасхальную ночь 1943 года при огромном стечении народа прочитал обращение митрополита Николая к населению временно оккупированной территории. В проповеди, обращаясь к прихожанам, отец Косьма сказал: «Воля Божия не в постановлениях оккупантов, а в заповеди Господа нашего Иисуса Христа любить друг друга и помнить всегда, что «нет больше той любви, кто душу положит за други своя». Воля Божия не в приказах фашистов, а в призывах родной Русской Православной Церкви к нашим верующим сердцам, чтобы в этот грозный час на ниве церковной как можно меньше было пустоцветов и каждое живое сердце расцветало лучами милосердия к нашим братьям, которые с оружием в руках защищают нашу Православную веру и Отечество. Братья! Кто чем может и когда может, помогайте народным мстителям в их добром и великом деле! И главное, все делайте «не воздыхающе, а всегда благодарящее Бога, Который видит вся сердечная твоя и воздаст ти сторицей в день последний твой».
9 октября 1943 года на рассвете фашисты окружили село Хойно. Отец Косьма был в церкви, ему приказали разоблачиться и следовать в полицейский участок. У священника отобрали документы, сказав, что больше они ему не понадобятся. Отец Косьма понял, что пришел его последний час. Проходя мимо церкви, священник упал на колени и стал молиться, конвоиры были чехами, и, увидев, как истово молится священник, отошли в сторону, чтобы не мешать. Позднее сам священнослужитель вспоминал, что он не знает, сколько времени длилась его молитва, но когда он поднялся на ноги, то увидел, что рядом нет никого. Встав с колен, он перекрестился и ушел в сторону густого леса.
За несколько дней до новогодних праздников командир партизанского отряда имени Кирова Неделин пригласил священника принять участие в новогоднем митинге. Вот как описывает это событие сам отец Косьма: «На обширной поляне напротив землянки штаба строились по ротам богатыри-партизаны. Сопровождающий меня начальник штаба, заметив, что я ищу кого-то глазами, понял меня без слов, указал мне на стоящих справа от нас разведчиков, среди которых я увидел своих сыновей Петра и Павла. В неописуемой радости забилось мое сердце… Начался новогодний митинг… И вот пришла очередь и мне сказать слово: «Дорогие братья, все мы сыны одной великой Родины, любовь к которой ныне собрала нас здесь встретить наступающий Новый, 1944 год. Недалеко тут за нами наши матери, дети и жены, которые ждут от нас защиты от врага, пришедшего отнять у нас хлеб и всех нас превратить в рабов. Но наша летописная Белорусская земля всегда была богата чудо-богатырями… Я знаю, что у некоторых из вас есть французские винтовки времен первой Отечественной войны 1812 года. О чем это говорит? Наши прадеды также защищали свой дом и защитили его. Я знаю, что у многих из вас не только немецкие автоматы, но и пулеметы, а это говорит о том, что вы — те же чудо-богатыри, которые в наступающем году, я верю, освободят свою родную землю от фашистской нечисти. И в этом великом деле да поможет нам Бог! С Новым годом, милые и дорогие мои! Последние слова покрылись могучим троекратным «ура»….
(Продолжение будет)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *