«Можно, я буду называть вас мамой?»

Люди и судьбы Общество

Года три назад ехала я в автобусе из Червеня в Смиловичи с приятельницей. Разговорились. Она приезжала в органы опеки за советом, что делать, и даже, возможно, отказаться от воспитания приемной дочери.

— Совсем меня замучила бабушка девочки, — жаловалась приятельница. — Как получит пенсию, примет «на грудь» и, не глядя на время, начинает названивать. То в двенадцать, то в три ночи — подай ей внучку поговорить. Не позову — начинает со мной отношения выяснять. Ты, мол, ее против меня настраиваешь! Не могу больше терпеть!

Я ей, конечно же, посочувствовала. Только посоветовала с отказом не спешить. Принять ребенка в семью — это стремление предоставить ему здоровую семейную жизнь, дать шанс обрести опыт в ней. Правда, не всегда желаемое становится возможным, как для приемного родителя, так и для приемного ребенка. Часто ребенок, попадая в такую семью, рассчитывает как минимум на «рай земной» и поэтому болезненно реагирует на замечания или наказания за свои проступки. Он ожидает только похвалу и поощрение. А для некоторых подростков становятся неожиданностью строгие правила поведения новых родителей или некоторые черты их характера: требовательность, авторитарность и т.п. И вместо ожидаемого постоянного праздника начинаются будни: помыть посуду, застелить постель, подмести пол… А еще нужно соблюдать семейные традиции, зачастую чужие и непонятные ребенку… Ребенок рассчитывает на то, что его новая семья решит все проблемы: он наконец обретет безопасность, любовь, внимание, материальное благополучие, уверенность рядом с другими детьми, имеющими родителей. А нельзя ведь забывать и о характере самих приемных родителей, их представлениях о воспитании и требованиях, которые они собираются предъявить к ребенку. И, исходя из этого, подбирать его, беря во внимание характер, потребности, вероятность соответствия друг другу двух пока еще не зависимых планет — Родителя и Ребенка.

Каждая семья имеет свою историю, семейный альбом, традиции и привычки. В процессе жизни она пытается изменить ребенка, приспособить его к своим требованиям. Но и семья, в свою очередь, изменяется в новой ситуации. И если в процессе ребенок становится ее частью, мы можем с уверенностью сказать, что приемная семья состоялась.

А приятельница моя от воспитания приемной дочери не отказалась. Она давно стала частью ее семьи, да и с бабушкой отношения наладились. А недавно девочка спросила: «Можно, я буду называть Вас МАМОЙ?»

 

«КТО-КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?»

Именно с такими словами я переступила порог деревенского домика, который как снаружи, так и изнутри был похож на теремок из известной всем сказки. На пороге меня встретили радушные хозяева.

Мой приход сюда официально назывался «сопровождение приемных семей». А если выразиться проще, то я приехала проведать своих бывших воспитанниц приюта, узнать, как они живут, хорошо ли им здесь, как учатся… Полина и Настя — приемные дети в семье, где растут и двое своих детей. А еще есть бабушка. В общей сложности семья состоит из семи человек.

Приемная мама была слегка взволнованна. Я решила, что она не ожидала моего приезда, вот и переживает. Мама показывала, где дети спят, где делают уроки, рассказывала о том, что девочки учатся хорошо. «Посмотрите, какие у них оценки — ни одной шестерки!» — радовалась, листая страницы дневников.

Она говорила, а я осматривалась. Удивительно, что в таком маленьком домике была идеальная чистота: ни вещей разбросанных, ни посуды на столе неубраной… И это при том, что мой визит был неожиданным, я о своем приезде не предупреждала. Тут царила атмосфера доброты и заботы. Сам воздух, казалось, был пропитан искренностью и теплом. И никаких жалоб на тесноту и финансовые затруднения, никаких обид на тяготы жизни. А надо ведь вести домашнее хозяйство, заниматься заготовкой дров, воспитывать детей, ухаживать за бабушкой… Можно бесконечно перечислять заботы и проблемы! А мне рассказывают, как собираются делать пристройку этим летом, какую новую кухню купили, как дети помогают по дому…

На прощание меня пригласили приезжать еще. Говорили, что особенно красиво здесь летом — речка, лес… Я покидала этот дом с легкой душой, с приятным ощущением, что девочки Настя и Полина нашли свою семью, что она стала по праву и их тоже. А сколько еще социальных сирот ждут своего дома и семьи, где они будут желанны, выслушаны, окружены заботой и вниманием…

Елена ПОДБИЛЬСКАЯ,

педагог-психолог районного социально-педагогического центра

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *