7 марта Православная Церковь вступает в Великий пост. Великий пост, или святая Четыредесятница (40 дней), установлен пред праздником Пасхи и вместе со Страстной неделей, которая посвящена воспоминанию последних дней земной жизни и страданий Христа Спасителя, продолжается 7 недель. Пост установлен святыми апостолами в подражание Господу Иисусу Христу, постившемуся 40 дней перед вступлением Своим в великое общественное служение в возрасте 30 лет. Великим пост называется как за свою продолжительность, так и за важность и значение для православного христианина. Пост служит для верующих временем приготовления к достойному приобщению Святых Христовых Тайн и к светлой и радостной встрече Пасхи Христовой — Светлого Его Воскресения. Особенной строгостью пост отличается и в отношении употребления пищи. Однако постящийся да не осуждает непостящегося и наоборот.
С древности известно, что каждый вид питья и пищи имеет свое воздействие на организм.
Пища не только способна поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Вы сами назовете блюда, которые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, а сердце грубеет. Разве способен человек в таком состоянии чисто и искренне молиться Богу или спешить на помощь ближнему? Путь духовной жизни предполагает победу над своими страстями через преодоление нашей чувственной зависимости. Здесь Церковь предлагает давно проверенное средство — пост. Однако надо помнить, что пост есть рассудительное отношение к пище. Оно основано на многовековом знании действия ее на наше естество. Когда наступает время поста, христианин ограничивает себя в употреблении пищи животного происхождения, а также хранит меру в самом количестве еды. Растительная пища оказывает более легкое воздействие на организм и не провоцируют в естестве человека движение низких, грубых страстей. Легкое судно скоро переплывает море, а обремененное большим грузом — может затонуть.
Пост — не только телесное воздержание. «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Пост — это ограничение себя во всем, что приземляет духовно-нравственные стремления человека», — говорил святитель Василий Великий.
В пост положено воздерживаться от супружеских отношений (по обоюдному согласию супругов), легкомысленных развлечений и суетных, ненужных забот. Именно в это время можно попробовать впервые отказаться от таких вредных привычек, как курение, сквернословие и злоупотребление алкоголем, чрезмерного сидения у телевизора и компьютера.
«Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела, — пишет святитель Иоанн Златоуст. — Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза — зрение есть пища для очей. Всего нелепее было бы воздержаться от пищи, а глазами пожирать свои сладострастия. Пусть постится слух, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от мяса воздерживаемся, а ближних наших угрызаем и съедаем».
В Церкви принято вступать в Великий пост, испросив прощения у всех, кого обидел, укорил, примириться, с кем враждуешь. Поэтому последнее воскресение накануне Великого поста (6 марта в этом году) называется Прощеным. Начнем же свой труднический путь к Светлому Христову Воскресению с нелицемерного прощения своих обидчиков, искренне, до конца, не оставляя ни капли раздражения и досады на ближнего в потаенных уголках своего сердца. Без этого невозможно соблюдать воздержание духовное и телесное.
Я склоняюсь перед иконами,
Как от жажды поклоны кладу.
Воскресение завтра Прощеное.
Со слезами к Тебе припаду.
Испрошу в покаянии грешная
(А кого же еще просить?):
— Не остави меня безутешною,
Помоги всех сегодня простить. (стихи автора)
» И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11,25).
Подготовила Наталья Сивак
по благословению благочинного Червенского округа протоиерея
Валериана Бугаенко