Изучаем, исследуем, помним, гордимся…

Общество

В нашей школе большое внимание уделяется краеведческой работе с учащимися. Разработан образовательный проект «Тайными тропами Червенщины», реализация которого позволяет систематизировать имеющийся материал по краеведению, пополнить материалы школьного музея, приобщить учащихся к исследовательской работе, формировать ученика как социально активную личность, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к Отечеству.

Начиная работу над проектом, мы ставили перед собой задачи: изучить основные архитектурные достопримечательности Червенщины, ее наиболее значимые экологические объекты, составить туристские маршруты, выявить проблемы развития туризма (экологического, агро-) в районе. Надеемся, что в ходе реализации проекта у учащихся повысится интерес к изучению географии своего района, общий уровень культуры, проявятся патриотические чувства, самосознательность и т.д.

Проводя краеведческую работу, в первую очередь, мы изучаем места, где живем, где каждый день бываем. В нашей школе учатся ребята не только из городского поселка Смиловичи, но и из близлежащих деревень. Это Старино, Дукорщина, Шестиснопы, Верхлес, Журавковичи, Корзуны… Мы должны знать, помнить, откуда родом, откуда пошли наши корни, каково происхождение и развитие населенных пунктов, где родились… Должны гордиться их достопримечательностями, а главное — творчеством и достижениями выдающихся людей, живущих рядом с нами.

Среди всего прочего школьников заинтересовали легенды и предания о происхождении названий населенных пунктов нашего региона. Изучая материалы по краеведению, слушая рассказы старожилов, они узнали легенды о происхождении названий почти всех окрестных населенных пунктов. Причем о некоторых существует не одна легенда, а несколько. Как, например, о Смиловичах.

По одной из легенд, в этих местах когда-то находились огромные могилы, окруженные борами и болотами, и никто не отваживался здесь поселиться. Но нашелся-таки смелый человек, который построил на берегу Волмы дом. Потом начали тут селиться и другие люди. По поступку того человека они назвали поселение Смеловичи. А позже переименовали в Смиловичи.

Красивы, на взгляд учащихся, легенды о происхождении названий деревень Журавковичи, Верхлес, Шестиснопы. Журавковичи расположены на берегу несуществующей речки Журавка, которая впадала в реку Волма. Когда-то в этих местах было столько журавлей, что на них охотились. От этой птицы пошло название реки — Журавка. Потом здесь появились наши предки и назвали поселение Журавковичи.

Изучив легенды и предания, учащиеся школы решили выяснить, по каким признакам были даны названия деревням и поселкам. И вот что у них получилось. Исходя из месторасположения, ландшафта названы Верхлес, Журавковичи, Заполье, Загорье, Подгорье, Красевичи, Смогоровка, Смоленка, Озерный (44%). С животным миром (фауной) связаны названия Гудовичи, Кулики, Турец (17%). В основу названий Дукорщина, Дукора, Корзуны, Снежки, Шестиснопы положен признак деятельности людей (28%). С людскими качествами связаны названия поселка Смиловичи, деревни Старино (11%).

Работа над проектом «Тайными тропами Червенщины» продолжается. Она вызывает у учащихся живой интерес, помогает им лучше узнать историю возникновения, происхождения и развития малой родины, расширяет их кругозор, способствует воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей.

Дмитрий ЛУКИН,

учитель географии СШ №2 г.п.Смиловичи



3 комментария по теме “Изучаем, исследуем, помним, гордимся…

  1. между деревнями гребенка и нежевка стоит памятник в поле красноармейцем 1920г . почемуто в последние годы его забросили !

  2. Хочу знать, почему так называются деревни Дыя и Смогоровка Червенского района, река Слоуст и деревня Вендеж Пуховичского района.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *