Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Общество

Господь Иисус Христос, достигнув по человеческому естеству тридцати лет, всенародно вступил в свое открытое служение для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее 30 лет принимать сан учителя или священника не дозволялось). Спаситель пришел на реку Иордан, где проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча. Он призывал всех покаяться и в знак очищения погружал до шеи приходивших к нему в воды Иордана. При этом Иоанн держал человека в воде до тех пор, пока тот искренне не исповедовал все свои грехи, начиная понимать, что надо исправлять себя добрыми делами. Крещение Иоанново означало следующее: как тело омывается и очищается водой, так и душа человека кающегося и уверовавшего в Спасителя очищена будет Христом от всех грехов. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, Что Он вышел из воды тотчас (Мф.З, 16).

Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения.

Крещение Господне именуется также Богоявлением потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества. Евангелие повествует, как вся Троица засвидетельствовала о себе на реке Иордан. Мы слышим голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Видим Духа Божия в виде голубя — как символ примирения Бога и человека. Мы знаем еще из Ветхого Завета, что, когда голубь возвратился в Ноев ковчег, неся свежий масличный лист, то это стало знаком того, что Бог простил людей, примирился с людьми и возвращает их к жизни.

В Крещении Иисуса Христа также явлен символ примирения, символ того, что благодать Божия, Дух Божий очищает, омывает людей и соединяет их со своим Создателем. Вся Троица является на Иордане, Единый по существу, но троичный в Лицах Бог свидетельствует о Себе.

Какие бывают животворящие воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим, и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи. Какие были тяжелые эти воды от грехов людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как эти воды, омывающие грехи людей, постепенно тяжелели и становились страшными этими грехами! И в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха, пришел окунуться Иисус Христос в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест. Пришел погрузиться в эти воды Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда, Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившейся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом.

Вот почему трагичен так этот праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищаться и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Вот почему так трепетен этот праздник! Когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в доме на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы — не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем. Крещенская вода ( агиасма ) считается великой святыней, исцеляет душу и тело. Ее можно давать тем, кто не может быть допущен ко Святому Причащению. Вода эта не имеет сама по себе сверхъестественной силы — просто через нее благодать Божия касается нас. Происходит это в том случае, когда у нас есть смирение, есть покаяние. Нельзя принимать крещенскую воду как такое средство, которое можно выпить … и сразу измениться. Волшебства такого нет в христианской Церкви! Но есть благодать Духа Божия, которая дается верующему по его молитве, по его смирению и покаянию. Издревле было принято в праздник Крещения совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники. Эта традиция сохранилась и сейчас.

Подготовила Наталья Сивак

по благословению благочинного Червенского округа протоиерея Валериана Бугаенко.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *